Положение о школьном методическом объединении учителей-предметников
Положение о наставничестве МБОУ СОШ с.Бестянка
План работы МО учителей начальных классов на 2024-2025 учебный год
План работы МО учителей-предметников на 2024-2025 учебный год
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2023-2024 учебный год
Анализ работы МО учителей предметников за 2023-2024 учебный год
План работы МО учителей-предметников на 2023-2024 учебный год
План работы МО учителей начальных классов на 2023-2024 учебный год
План работы с молодыми педагогами
График аттестации педагогических работников на 2023-2024 учебный год
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год
Анализ работы МО учителей предметников за 2022-2023 учебный год
Презентация педагогических практик учителей МБОУ СОШ с. Бестянка в методических объединениях учителей-предметников, семинарах
11.12.2024 г. 11.12.2024 года в МБОУ СОШ с.Бестянка прошло заседание методического объединения учителей естественно-географического цикла Кузнецкого района на тему «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по ФГОС и ФОП», на котором присутствовали учителя биологи, географии средних и основных школ Кузнецкого района.
Учитель географии Р.Г.Хайрова провела открытый урок по географии на тему «Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров». В ходе урока педагог познакомила обучающихся с понятиями «Атмосферное давление», «Барометр», «Ветер», «Роза ветров». Р.Г.Хайрова использовала наглядные формы обучения, совместно с детьми были проведены опыты, которые помогли подвести их к определению темы и целей урока. В качестве проверки пройденного материала проводился географический диктант с последующей взаимопроверкой. Домашнее задание было задано в творческой форме.
На уроке царила дружелюбная, спокойная, но в тоже время рабочая обстановка. Учитель и дети работали на одной волне.
Рахматуллина Р.И. учитель биологии провела урок в 9 классе по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при
кровотечении». В ходе проверки домашней работы было использовано тестирование с взаимопроверкой в парах. Работа с цифровым микроскопом позволила обучающимся показать свои навыки и умения. Наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, дало возможность всему классу увидеть изображение объекта, находящегося на предметном столике. Для самоанализа активности и усвояемости материала, обучающиеся получили чемоданчики «Мой багаж знаний», куда складывали свои жетоны за правильные ответы. В конце урока ребята смогли увидеть результат своей деятельности. Педагог познакомила с понятиями «Сердечно-сосудистые заболевания», «Кровотечения» и т.д. Использование схем и таблиц предало наглядность и помогло быстрее запомнить материал урока, добиться лучших результатов усвоения знаний. Закрепить и углубить полученные знания помогло выполнение заданий ОГЭ и практическая работа «Первая помощь при кровотечении», в ходе которой ребята учились быстро и четко обрабатывать раны, накладывать жгуты, делать повязки. Ведь каждый человек должен знать и уметь оказывать помощь. Занятие позволило еще раз увидеть важность знаний, умений и навыков в сохранении жизни и здоровья. На уроке царила рабочая атмосфера, доброжелательные отношения между учителем и детьми, вера в силы и возможности каждого ребенка.
Далее в рамках реализации проекта Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» была продемонстрирована работа «Измерение рН яблочных соков и их влияние на организм». Обучающиеся 10 класса показали работу рН метра, проанализировали результаты, сделали выводы, дали рекомендации. Оборудование цифровой лаборатории «Точка роста» позволяет учащимся самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях, а учителю выступать в роли консультанта. Таким образом, обучение на уроках с применением цифрового оборудования, целенаправленно ведет за собой формирование и развитие естественно – научной грамотности, а также качества образования.
15.12.2023 г. 15.12.2023 года в МБОУ СОШ с.Бестянка прошло заседание методического объединения учителей математики Кузнецкого района на тему «Реализация подготовки к ВПР на уроках математики», на котором присутствовали учителя математики средних и основных школ Кузнецкого района.
Бикмурзина Л.Я., учитель математики провела урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». В ходе урока педагог старался показать формы работ с учащимися, направленные на подготовку к ВПР . А именно: домашняя работа с портала учи.ру из раздела «Подготовка к ВПР», тренировочные задания , направленные на решение примеров из ВПР, самостоятельная работа, которая выполняется учениками на личной странице портала учи.ру на ноутбуках.
У Бикмурзиной Л.Я. выработана система работы по подготовке к ВПР учащихся 5,6,7 классов с использованием материалов портала учи.ру. Учащиеся систематически получают на выходных задания от учителя из тренажеров по подготовке к ВПР по изученным темам и выполняют на личных страничках данного портала.
Далее заместитель директора по учебно-воспитательной работе Мельзетдинова Г.В. выступила с анализом результатов ВПР по математике в 2022-2023 учебном году обучающихся МБОУ СОШ с.Бестянка.
17.11.2023 г. В рамках методического семинара "Литературное наследие", в школе имени Героя РФ Д.Д.Яфарова с.Татарский Канадей 17-18 ноября прошли мероприятия, организованные в честь празднования 120-летия со дня рождения известного татарского писателя, поэта, военного корреспондента Аделя Кутуя, уроженца села Татарский Канадей.
17 ноября учитель родного языка и литературы МБОУ СОШ с. Бестянка Денешева Венера Хусяиновна провела с обучающимися 10-11 классов урок- диспут по теме "Гадел Кутуйның "Тапшырылмаган хатлар" әсәрендә гаилә, әдәп-әхлак мәсьәләләреннең күтәрелеше" ("Поднятие вопросов семьи, нравственности в произведении Аделя Кутуя "Неотосланные письма").
В мероприятии приняли участие председатель РОО «Общество татарских краеведов РТ, заслуженный деятель науки РТ, профессор Альберт Бурханов, директор центра гуманитарного образования Института регионального развития Пензенской области Елена Фирсова, заместителя начальника Отдела образования Рашид Курамшин, председатель НП «Землячество Кузнецкого района Александр Казаков, заместитель директора по УВР КИИУТ Ольга Шевченко, директор средней школы 17 имени Ю. А. Гагарина г. Кузнецка Наталья Гаранина, директор школы с.Верхняя Елюзань Марьям Тачукова, учителя родного языка и литературы Пензенской области.
08.11.2023 г. 8 ноября в Пензе на базе средней школы №74 состоялся межрегиональный семинар-совещание «Технология организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на основе объективной оценки личностных результатов». Гостями мероприятия стали представители из Калининградской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Оренбургской и других областей. В качестве участников выступили директор Экспертного центра оценки и обеспечения качества образования Российского профессорского собрания, эксперт Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Рабочей группы по развитию трудового воспитания Комитета по образованию и науке Госдумы РФ 7-го созыва Станислав Климин, ректор Института регионального развития Пензенской области Геннадий Белорыбкин, проректор по воспитательной работе и профилактике Института регионального развития Пензенской области Лилия Чащина, старший методист Центра воспитательной работы Института регионального развития Пензенской области Анастасия Лузгина, директор Центра цифрового развития Института регионального развития Пензенской области Алексей Фролов, а также представители пензенских школ, на базе которых реализуется инновационная площадка. О том, как инновационная технология внедряется в деятельность нашей школы на данном семинаре выступила директор Нурия Фатиховна Юмакулова. Она рассказала про этапы подготовки внедрения Технологии, а также продемонстрировала ее успешную реализацию на примере нашей школы. Нурия Фатиховна рассказала про то, как была организована инновационная стажировочная площадка на базе нашей школы и как выбиралось направление, а также в каких формах продолжает реализовываться
30.10.2023 г. 30 октября 2023 г. на базе МБОУ СОШ с. Бестянка прошло заседание районного методического объединения социальных педагогов и педагогов психологов, темой которого стала «Профилактика буллинга в образовательном учреждении».
Семинар начался с приветственного слова руководителя МБОУ СОШ с. Бестянка Юмакуловой Н.Ф., в ходе которого гостям была представлена деятельность общеобразовательного учреждения.
О проблеме буллинга в детском коллективе рассказала методист по профилактической работе Кудеева Л.Р.: было сказано об истории изучения проблемы буллинга западными коллегами, советскими и российскими психологами и социологами, дана характеристика явления «школьный буллинг», были представлены формы и виды буллинга, охарактеризована структура, участники (ребёнок − «агрессор», ребёнок – «жертва», наблюдатели) данного явления, по части правового просвещения было сказано о юридической ответственности за совершение актов травли.
В качестве методической помощи педагогам были предложены методики диагностики буллинга в детском коллективе, рекомендованы пособия по профилактике буллинга и работе с выявленным случаем.
В ходе практической части семинара социальный педагог Аббясова Р.Г. и педагог-психолог Хайрова Г.А. провели с обучающимися 5 класса тренинговое занятие «Профилактика буллинга в школе». В ходе занятия детям была дана возможность самостоятельно определить тему встречи. Театральная группа «Маска» школы с. Бестянка обыграла яркий пример травли в классном коллективе, на основе которого участникам занятия, детям и педагогам-гостям, необходимо было разобрать данное явление и сделать вывод о недопустимости его существования в детском коллективе.
Семинар продолжился выступлением ответственной за воспитательную работу в МБОУ СОШ с. Бестянка Мустафиной А.А., которая рассказала о самоуправлении, как способе профилактики буллинга в школьной среде, поделилась опытом работы школы по данному направлению.
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Казаева Э.Р. представила роль советника в воспитательной и профилактической работе.
Завершением семинара стало выступление команды школьной службы примирения МБОУ СОШ с. Бестянка «Дружные ребята» с агитационной программой «Против буллинга».
26.10.2023 г. 26 октября 2023 г. на базе МБОУ ООШ с. Ульяновка состоялось МО учителей математики Кузнецкого района по теме «Система подготовки учащихся к успешной сдачи ГИА по математике. Практикум по решению задач ОГЭ и ЕГЭ». С докладом на тему: «Решение задач ОГЭ из содержательного блока «Уравнения и неравенства» (задание 20)» выступила учитель математики МБОУ СОШ с.Бестянка Бикмурзина Луиза Якубовна. Она в своем выступление показала всевозможные способы решений уравнений и неравенств из второй части ОГЭ по математике из открытого бланка ФИПИ.
21.02.2023 г. 21 февраля 2023 года в филиале МБОУ СОШ с. Махалино- СОШ р.п. Верхозим состоялся семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений Кузнецкого района. Тема семинара «Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя» была презентована ОУВР Силантьевой Е.А. Участники семинара увидели какие изменения вносит новый стандарт в образовательный процесс, какие требования предъявляет к школам, как изменилась профессиональная деятельность и каких результатов достигли педагоги. Также вниманию участников был представлен анализ образовательной деятельности СОШ р.п. Верхозим по результатам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ за последние 2 года .
Затем завучем МБОУ СОШ с. Бестянка Мельзетдиновой Г.В. был проведен «Мониторинг оценки качества образования: ВПР,ОГЭ,ЕГЭ». Гулия Вялиевна поделилась опытом работы в данном направлении и представила результаты мониторингов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ МБОУ СОШ с. Бестянка за 2021 и 2022 годы в сравнении с результатами Кузнецкого района и Пензенской области. После проведенного мониторинга заведующей методическим кабинетом МКУ «ЦРМХ» Кузнецкого района Гориной Н.А. был сделан особый акцент на подготовку к ГИА -9 в 2023 году.
Мастер–класс «Формирование функциональной грамотности на уроках математики» для участников семинара продемонстрировала учитель математики Полякова Ю.В. Цель данного мастер – класса: формирование у учителей навыка составления заданий и модели развития функциональной грамотности. Была показана практическая значимость использования приемов работы на практике по математической, финансовой и читательской грамотности.
Практический этап семинара состоял из 3 открытых уроков и 1 внеурочного занятия:
— урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание в пределах 20. Закрепление. (учитель Богомолова В.В.);
— урок истории в 5 классе «В афинских школах и гимназиях» (учитель Качалов Е.В.);
— урок французского языка в 6 классе « Дружба» (учитель Власова О.А.);
— внеурочное занятие в 8 классе « Финансовое мошенничество» (учитель Ижбулатова Г.Т.).
В ходе самоанализа уроков участники семинара обсудили представленные практики, отметив соответствие методов, приемов и средств содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возможностям классов.
Далее заведующей методическим кабинетом МКУ «ЦРМХ» Кузнецкого района Гориной Н.А.. был проведен круглый стол по теме « Внедрение в школах ФООП с 01.09.2023 года» В ходе работы круглого стола был обсужден ряд актуальных вопросов, связанных с изменениями законодательства РФ в сфере образования, внедрении обязательных федеральных рабочих программ по учебным предметам, обновлении фонда учебной литературы в соответствии с ФООП. Участникам было рекомендовано ознакомиться с требованиями обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов, а также обратить особое внимание на профессиональную готовность педагогов.
20.02.2023 г. 20 февраля на базе школы села Пионер Кузнецкого района прошло заседание методического объединения учителей иностранного языка района. Темой методического объединения было "Формирование функциональной грамотности ученика и учителя 21 века". Кроме основной темы заседания педагоги обсудили единые федеральные образовательные программы, поделились опытом работы с конструктором рабочих программ. Далее учитель английского языка МБОУ СОШ с.Бестянка провела мастер-класс по совершенствованию лексико-грамматических умений и навыков при подготовке к всероссийским проверочным работам по иностранному языку в 7 классе. Ею были также подготовлены памятки для учащихся, которыми она поделилась с учителями в качестве образца при повторении грамматики английского языка. Алия Айсаевна высказала свое мнение о том, что регулярная работа по подготовке к ВПР даёт свои результаты. Важно не просто натренировать, но и помочь обучающимся понять, насколько они хорошо усвоили материал. У них должен выработаться навык выполнения разных по типу заданий, умение переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.
02.03.2023 г. 2 марта в МБОУ СОШ р.п. Евлашево состоялся семинар учителей истории и обществознания. Тема семинара: «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС». Согласно плану проведения методического объединения были представлены:
1. мастер класс «Формирующее оценивание как подход к оцениванию образовательных учащихся в условиях реализации ФГОС»;
2. урок – проекта по созданию страницы исторической личности в социальной сети в 8 классе на тему: «Внутренняя политика Екатерины II»;
3. урок – диалог ОДНКНР в 5 классе на тему: «Традиции семьи – мастерская любви».
Также было подготовлено сообщение учителем истории МБОУ СОШ с. Бестянка С. В. Безрукова на тему: «Мониторинг оценки качества подготовки учащихся по обществознанию». Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах. Цель мониторинга - проверить и оценить эффективность внедряемого содержания образования по истории и обществознанию, а также найти обоснованный путь устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов. Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия.
Был затронут вопрос о подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Был сделан вывод о том, что успешно освоить предметы (история и обществознание) и пройти ОГЭ И ЕГЭ возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс. Для этого необходима некая графическая или другая система, показывающая динамику процесса и позволяющая анализировать и своевременно реагировать на конечный результат. Как и всякая система, данная нуждается в неуклонном соблюдении определенных условий (правил): 1. единый источник контроля; 2. периодичность контроля; 3. итоговый контроль; 4. рекомендации.
Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию, можно считать следующие:
1. Важнейшим моментом подготовки к экзаменам является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
2. Для успешного выполнения заданий экзамена нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена;
3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение;
4. «Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену», - из выступления учителя.
18.01.2023 г. В рамках реализации инновационной площадки «Объективная оценка личностных результатов воспитания как социально ориентированного сегмента soft skills и планирование результативной воспитательной деятельности в школе» 18 января на базе МБОУ СОШ с.Бестянка Кузнецкого района Пензенской области состоялся стажировочный семинар на тему «Формы реализации интеллектуального и трудового воспитания как основных направлений работы школы», в которой приняли участие более 30 педагогов, директоров и заместителей директора по воспиталельной работе из разных районов области. Перед началом мероприятия с целью знакомства со школой для гостей была проведена экскурсия по учебным кабинетам. Кроме того, было наглядно показано, какую роль в организации образовательного пространства и общеинтеллектуального роста обучающихся может играть предметно-эстетическое оформление учебных кабинетов. Далее состоялась презентация школьного музея, где ученики школы попробовали себя в роли экскурсоводов, рассказали об истории школы, села, показали предметы быта татарского народа.
В начале трансляции с приветственным словом выступил научный руководитель проекта, кандидат психологических наук, директор Экспертного центра оценки и обеспечения качества образования Российского профессорского собрания, Член Рабочей группы по обеспечению развития трудового воспитания Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, Климин Станислав Валерьевич. Также к участникам стажировочной площадки обратились почетные гости: проректор по воспитательной работе и профилактике Института регионального развития Пензенской области Чащина Л. В., начальник Отдела образования Кузнецкого района Перунков А. А..
Затем об итогах работы педагогического коллектива по объективной оценке личностных результатов воспитания обучающихся рассказала директор школы Юмакулова Н. Ф.. Были приведены результаты тестирования в 2020 и 2022 годах, которые положительно характеризуют обучающихся школы в плане общеинтеллектуального и трудового направления воспитания.
Ответственная за воспитательную работу Мустафина А. А. в своей речи затронула актуальные проблемы мотивации и пути их решения в реализации интеллектуального и трудового воспитания как основных направлений работы школы.
Далее учитель истории и обществознания Безруков С. В. рассказал об археологических экспедициях, проводимых на территории Никольского селища, в которых ежегодно ученики данной школы активно принимают участие. По мнению Сергея Владимировича, такие раскопки являются действенным способом активизации интереса обучающихся к предметам исторического цикла, а также раскрывают научно-исследовательский потенциал школьников.
Следующим этапом стажплощадки стала защита исследовательских и профориентационных проектов: ученика 10 класса Почтарева Мансура "Археологические разведки", ученика 9 класса Хайрова Ильдара "Домашний краеведческий музей", ученика 8 класса Мустафина Ислама "Трудиться, продолжая учиться".
Также были проведены мастер-классы по общеинтеллектуальному и трудовому воспитанию с участием школьников и гостей мероприятия: "Мотивация - путь к успеху" (учитель русского языка и литературы, Денешева В. Х.), «Формирование функциональной грамотности как важнейшего фактора успешности обучающихся» (учитель математики, Бикмурзина Л. Я.)
В заключение перед гостями выступила агитбригада школы "Пламя сердец" (рук. учитель физической культуры, Кожева С. В.) с интерактивной сценкой "Труд - всему голова".
Подводя итоги встречи, научный руководитель инновационной площадки, кандидат психологических наук Климин С.В. отметил значимость проведенной стажировки, высоко оценил уровень организации мероприятия и пригласил коллектив школы принять участие в следующем этапе работы проекта. Неплохие отзывы о проведенной стажировке прозвучали и со стороны проректора по воспитательной работе и профилактике Института регионального развития Пензенской области Чащиной Л.В., начальника Отдела образования Кузнецкого района Перункова А. А.. директора центра воспитательной работы Ерошенко В. А., заведующей методкабинетом Отдела образования Кузнецкого района, Гориной Н.А. и других участников встречи.
26.08.2022 г. 26 августа 2022 года на базе МБОУ ООШ с.Ульяновка состоялось первое заседание методического объединения учителей математики образовательных учреждений Кузнецкого района по теме «Инновационная деятельность учителя как метод повышения качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».
Был рассмотрен ряд вопросов, направленных на повышение эффективности деятельности РМО учителей математики учреждений образования района, повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей.
Руководитель РМО учителей математики Баженова Л.Ф. проанализировала работу МО за 2021 – 2022 учебный год. Учитель МБОУ СОШ с. Большой Труев Хальметова Г.Р. выступила с методическим сообщением по теме: «Математика как единая наука в требованиях концепции развития математического образования в РФ и ФГОС нового поколения». Одна из наиболее насущных тем: «Формирование и оценка функциональной грамотности как инструмент повышения качества общего образования» была рассмотрена в выступлении учителя МБОУ СОШ с.Анненково Шлычковой М.В. В своем выступлении по теме: «Развитие абстрактно-логического мышления учащихся средствами учебного предмета «Математика» учитель МБОУ СОШ с.Бестянка Бикмурзина Л.Я. уделила наибольшее внимание применению нестандартных задач. Методическим опытом по решению ситуационных задач поделилась Демидова О.В., учитель МБОУ СОШ с.Махалино. Также на заседании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с переходом 5-х классов на обучение по новым ФГОС и был утвержден план работы на 2022 – 2023 учебный год.